суббота, 12 марта 2011 г.

Женская мода в Риме



Само причесывание тоже являлось целой церемонией. Служанки теснились вокруг госпожи. Каждая занималась своим делом: одни красили, другие причесывали, третьи накручивали волосы, четвертые разогревали спицы для завивки, пятые придавали форму... А если хоть одна вызывала неудовольствие дамы, неумеху в наказание били зеркалом, таскали за волосы, царапали или даже кололи длинной спицей.
Овидий отказывается перечислять существующие прически. Их больше, заявляет он, чем звеньев в плотной цепи. К длинным лицам идет пробор, / Проложенный ровно... Волосы в малом пучке надо лбом и открытые уши - / Эта прическа под стать круглому будет лицу. Дама также могла распустить волосы по плечам или по спине, или завить их в маленькие локоны, или перевить их золотой лентой, или с помощью парика поднять их в умелую пирамиду, заканчивавшуюся наверху виноградной гроздью. У каждой эпохи была своя мода, каждый день имел свой каприз, а каждая прическа была по-своему очаровательна.

Накрасившись и причесавшись, римская женщина приступала к процессу одевания. Она начинала с того, что укрепляла на талии небольшие валики, чтобы скрыть с их помощью недостатки фигуры. Чтобы поддержать грудь, обматывались широкой лентой из бычьей кожи. Большая грудь была не в моде, и многие женщины предпочитали не кормить детей, чтобы сохранить грудь небольшой и упругой. Мода в одежде была очень переменчива, фасоны и цвета - бесконечны. В римской античности носили столу, длинное белое платье. Начиная с эпохи Республики, светские женщины носят столы разнообразных расцветок с говорящими названиями: имплювиат - тога с вырезом в форме домашнего имплювия (бассейна для дождевой воды); расцвеченная - туника золотого или пурпурного цвета; мелкоукрашенная - туника с золотой вышивкой в форме перьев; куматилий - с узором, напоминающим морские волны; шафранная, фиалковая и т. д. Цвет следовало подбирать в соответствии с цветом волос. Белой коже - черная ткань... темной коже - белая ткань, - советовал дамам Овидий.
На ногах носили тесную обувь: мода требовала маленькой ножки. Если у дамы ножка была от природы стройной, она могла носить пурпурные котурны, позволявшие это оценить.
Нарядившись, дама прохаживалась перед своими служанками, которые, в соответствии с иерархией, высказывали свое мнение.
Оставалось только подобрать украшения: золотые цепи, колье с изумрудами или другими драгоценными камнями, кольца, жемчуга, браслеты, весившие иногда до трех килограммов! В каждое ухо вдевалось две три подвески, звякавших друг о друга, словно погремушки. Иногда в ухо вставлялся всего один алмаз, настолько он был крупным. Римская женщина питала страсть к драгоценностям, особенно к жемчугу, появившемуся только в конце Республики вследствие победы Помпея над Митридатом. Жемчуг стал настолько популярен, что Август использовал его в качестве средства для борьбы с безбрачием: он запретил носить украшения из жемчуга незамужним и бездетным женщинам.
Очень важен и голос. "Голосом часто берет та, что лицом не берет", - утверждает Овидий. Не менее важно хорошо уметь петь, держась "правой рукою - за плектр, а левой рукой - за кифару". Следует также изучать и знать поэтов, уметь танцевать, "щегольнув ловким движением рук", знать игры и играть в них в светском обществе. "За игрою часто родится любовь".
Иной раз супружеская жизнь действительно напоминала ту, что описывает жестокая сатира, где "спальня замужней жены всегда-то полна перебранок". Согрешившая супруга обвиняет собственного мужа за то, что у того есть любовница, в то время как ее личная шкатулка полна писем, говорящих о супружеской измене...

2 комментария: